Вести Москва о проблемах Журавлиной родины

18 января по ЦТ в новостной программе Вести Москва прошёл сюжет о Журавлиной родине.

Хронометраж с 6.50 до 10.26. Посмотреть >>>

Спасибо корреспонденту Артёму Высоцкому и его съёмочной группе! Сюжет, в целом, очень правильный. Но, к сожалению, видно, что лица, принимающие решения, проблемы комплексного сохранения мест обитания редких видов вообще и журавлиного скопления в частности, НЕ понимают.

А ведь всё – несложно. В заказниках Дубненской низины сейчас охраняется только, дай Бог, пятая часть всей территории, где гнездятся и останавливаются на пролёте журавли. Когда 30 лет назад заказники только создавались, основной угрозой местам обитания редких видов было осушение болот и рубка леса. Поэтому почти все заказники находятся на землях Гослефонда. Сельхозземли в заказники не включали, так как сельское хозяйство всех – и птиц и людей устраивало, и было невозможно представить, что когда-нибудь оно деградирует настолько, что на полях начнут строить коттеджные посёлки и свинарники-без-очистных. Сельское же хозяйство, в частности, поля зерновых и луга, птицам нужны – и журавлям, и пролётным гусям, и хищным, и всем другим. Сейчас во всей системе ООПТ «Журавлиная родина» сельхозугодья охраняются только на участке «Апсарёвское урочище»(6 000 га), входящем в состав заказника «Журавлиная родина». В настоящий момент из всех мест кормёжки журавлей только эти 6 тыс.га гарантировано не могут застраиваться. На всех остальных полях-лугах Талдомского и Сергиево-Посадского районов, где кормятся и отдыхают журавля, теоретически коттеджи ставить можно.

Препятствий этому процессу два: планы Правительства Московской области по созданию Природного парка, что подразумевает резервирование земель, и Федеральный закон «О животном мире» (статья 24). Статья гласит: действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесённых в Красные книги, не допускаются. И так далее про административную и уголовную ответственность.

Но тут тоже две сложности: первая – что земли зарезервированы, руководство районов предпочитает НЕ помнить. Беспокоятся об этом только председатели Поселковых советов, которые помнят о журавлях и хотят развивать сельское хозяйство, а не коттеджи и свинарники.

Вот, например: www.mosoblpress.ru/regions/27/rubric_38/34815/

А вторая сложность –  у нас в стране закон «О животном мире» работает плохо.

ИТОГО на журавлиных ПОЛЯХ и ЛУГАХ: строительство посёлков, огораживание забором, строительство теплиц, курятников и свинарников, разведение овец и гусей со страусами, а также засаживание территории хоть яблоневым садом, хоть парком – неизбежно приводит к уничтожению мест обитания серого журавля и других краснокнижных видов.

Для того, чтобы этого не было: территория ВСЕГО журавлиного скопления и ВСЕ места обитания краснокнижных видов (а это не такая уж большая территория, имеющая чёткие ландшафтные границы) должны охраняться в Природном парке, где законодательно будет запрещено строительство, но разрешено ведение традиционного сельского хозяйства (мясо-молочное животноводство, выращивание кормов, луговодство). Сельское хозяйство, естественно, в Природном парке будет всячески развиваться и, возможно, спонсироваться. Но только традиционное – НЕ рапс, НЕ лён и НЕ интенсивное овощеводство на больших площадях с применением спектра ядохимикатов.

Без зерновых, как правильно сказал Глава Талдомского района Александр Иванович Белов, журавлей не будет. При этом А.И.Белов опасается, что Парк помешает сельскому хозяйству. Наблюдается противоречие. Откуда оно взялось? Означает ли оно, что район собирается развивать вовсе не зерновой клин, а интенсивное овощеводство и, например, рапс на биотопливо? Тогда Природный парк тем более нужен, и срочно.

Мы очень благодарны депутату Мособлдумы Юдину Владиславу Юрьевичу. Он быстро вник в суть вопроса. Он знает о проблеме выделения паёв членов совхозов и их дальнейшую продажу, она же «дарение». Именно эти паи чаще всего и стараются продать под строительство дач или под фермерское хозяйство, подразумевающее устройство «временных» сооружений, например, теплиц или сараев. Для журавлей что теплица, что коттедж, что сарай – на этом месте они жить не будут.

Особенно было странно слышать комментарий из Министерства экологии и природопользования Московской области. Якобы деньги, снятые с проектирования Природного парка, пошли на обводнение торфяников. Обводнение торфяников – это совершенно иная статья расходов и совершенно иные деньги. На несколько порядков большие. Опять наблюдается противоречие. Больше похожее на намеренное сокрытие истинного положения вещей.

В общем, сюжет показал, что всем чиновникам не то, чтобы уж совсем наплевать, но очень хочется задвинуть проблемы Журавлиной родины подальше, как не самые главные. А что самое главное? Торфяники? Так вот же они и есть – под Журавлиной родиной! Больше шатурских. Чистый воздух? Вот – очищающие воздух и воду болота. Чистые ледниковые озёра – пожалуйста. Биоразнообразие и устойчивость экосистем – пожалуйста. Мониторинг и экоообразование – пожалуйста.

И только депутат Юдин В.Ю. обещал помочь и рассмотреть вопрос на заседании областной Думы.

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.