Гагаринский природный парк

Очень давно в августе 1986 года молодой сектор ФАУНА Дружины по охране природы Биофака МГУ ездил в Первую Смоленскую экспедицию. По большому счёту – это была не первая, а уже вторая экспедиция. А первая была ещё школьной, состояла из Дружинников-десятиклассников и работала в зимние школьные каникулы этого же года. Ребята жили в Гагарине и собирали сведения о Яузском водохранилище и окрестностях. Тогда ещё были страшные морозы, и Миша Крейндлин отморозил себе нос. Я уж не помню, но кажется штаб дал ему выговор.

Идея августовской экспедиции была следующая: определить состояние и численность популяции скопы (Красная книга России) с тем, чтобы в дальнейшем создать коридор искусственных гнёзд в сторону Московской области. Чтобы скопа водилась и в Подмосковье. Идея была Саши Мищенко. Красива и безумна, как и многое другое, чем мы увлекались в Дружине. Он же дал нам схему тех мест, весьма и весьма приблизительную. Никаких физгеографических карт или космоснимков тогда не было. Все карты считались секретными. Рисовали от руки в лесхозах и охотхозяйствах. На кальку.

Мы обследовали Яузское и Вазузское водохранилища, нашли порядка 7 территорий, где кормились скопы. Сложно сказать, сколько это было пар, но не менее 5. Видели и молодых птиц. Нашли колонию цапель. Вокруг лагеря бродила медведица. Около другого – жили барсуки. Это там нам сказали незабываемое: «Ну, вы, ребята, знаете, что филин бывает большой и малый…»  Мы ещё не были специалистами, мы только учились, но навсегда сохранили особо трепетное отношение к Смоленской области, где ещё неоднократно работали впоследствии, но уже по проектированию нацпарка «Смоленское Поозёрье». О чём сейчас в нацпарке никто и не помнит, что в общем-то и неважно.

Яузкое водохранилище было нами оставлено, но не забыто. Из года в год мы собирались туда съездить, но дальше границ Московской области не продвигались. Яуза оставалась нашим незавершённым делом. И тут выяснилось, что четыре года назад Администрация Смоленской области организовала природный парк «Гагаринский» общей площадью 55, 5 тысяч гектаров. Как раз в тех местах, где мы были. В логичных границах, с зонированием, со штатом охраны. Мы счастливы! Теперь надо поехать пересчитать скоп.

И вот получается, что не особенно богатая Смоленская область может и хочет создавать у себя природные парки, считая это важным. А Московская область – не может. А главное, не хочет.

Не удивительно ли?

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.