Литературная страница

Фото В.Ермаковой

Ноябрь 1932. 23-го поехал в Москву и вечером слушал Белого, 25-го вечером вернулся в Сергиев. В речи Белого (Краеведческая секция) было советское же дело представлено с лицевой недоступной самим коммунистам стороны. Выходило из слов Белого так, что царящее зло при посредстве творческой личности превращается в свою противоположность. Сам он своим личным примером показывает, как плодотворно можно работать и при этих условиях. Да, это верно: вот именно-то при этих условиях и надо напрягать свои силы и делать лучшее. Лева, выслушав Белого, сказал, что он вдруг понял через Белого и меня: так, раньше он считал меня одиноким чудаком, а тут оказалось, что это было целое общество из таких людей. Прочитал свою книгу «Журавлиная родина», которую не читал после ее выхода в свет в 29 году. Приятно было открыть, что книга хорошая, и главное, что уже и совершенно не «разъясненная». И понятно: поди-ка попробуй разъяснять, как бы эта книга сама тебя не разъяснила.
#ДневникПришвина
📖 Московское товарищество писателей, 1933 год. На титульном листе дарственная надпись от автора: «Дорогому егерю Николаю Степанову с почтением М. Пришвин 16/I 49».

Блудово болото из Пришвинской «Кладовой солнца» в наше время  (Государственный национальный парк «Плещеево озеро»): блог фотографа и путешественника Олега Сидорова «Блудово болото и его обитатели» >>

__________________

Татьяна Александровна Хлебянкина
Директор Дома-музея С.А. Клычкова

Когда в каком-нибудь далеком космическом XXXI веке любопытный благодарный потомок захочет сердцем прикоснуться к истории своих пращуров, к истории китежской крестьянской Руси и Журавлиной родины, первым делом советуем ему открыть мудрые талантливые книги нашего выдающегося земляка, поэта и прозаика, переводчика и публициста Серебряного века Сергея Антоновича Клычкова (17.07.1889 – 8.10.1937 года), потому что образы его произведений действительно рождались «от звезды», а его творчество – «это послушание, долгое-долгое послушничество, приступление к Высшим, к Сущим вне нашего ока и вне нашей души!» в союзе  с «милой, прекрасной Музой… Незримой, непостижимой!», целиком принадлежащей, как и поэт – деревне и природе, любимой всем сердцем «Журавлиной родине».

Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин (1826 - 1889)

Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин (1826 — 1889)

Счастлива земля, взрастившая талант такой мощи, но трижды счастлива земля Талдомская и Тверская, а ещё к тому же и московская, подарившая миру целую плеяду талантов, которые как бы передают друг другу духовную и творческую эстафету, начиная от великого русского писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, выдающегося исследователя Сибири и Дальнего востока М. С. Корсакова (его именем назван пост Крсаковский, сейчас г. Корсаков на о. Сахалин и Корсаковские острова!), до лучшего поэта XX века Дмитровского уезда Л. Н. Зилова, лауреата Сталинской премии В. Н. Ажаева, лётчика-космонавта, Героя России Ю. Батурина и многих, многих других. Все они внесли каждый свой неоценимый вклад в цветущее будущее нашей голубой планеты Земля! В защиту и освоение её природы. Так именно писатель М. Е. Салтыков-Щедрин ещё в середине XIX века одним из первых выступил в защиту родной природы отметив её хищническое истребление «новыми хозяевами» вскоре после отмене крепостного права. Вот как пишет он об этом в очерке «Опять в дороге»: «Нехороши наши места стали, неприглядны… покуда леса были целы – жит было можно, а теперь словно последние времена пришли. Скоро ни гриба, ни ягоды, ни птицы – ничего не будет. Пошли …??.., холода, бездождица: земля трескается, а пару не даёт. Шутка сказать, май в половине, а из полушубка не выходим!» (см. журнал «Отечественные записки» №10 1873 года).

Михаил Семенович Корсаков

Михаил Семенович Корсаков (1826 — 1871)

В своих знаменитых «Губернских очерках»писатель отмечал: «Я люблю эту бедную природу, может быть потому, что какова она есть, она всё-таки принадлежит мне; она сроднилась со мной, точно так же как и я сроднился с ней; она лелеяла мою молодость, она была свидетельницей первых тревог моего сердца, им с тех пор ей принадлежит лучшая часть меня самого».

Певцом родной природы можно по праву называть и потомка известной фарфоровой династии Гарднеров Льва Николаевича Зилова (15.10.1883 – 25.01.1937), для него символом родного края стала любимая река Дубна, вблизи которой в деревне Кушки под Вербилками поэт родился:

 

…И я с Дубны. Её прозрачной влагой
И окрещён, и вспоен. Навсегда
Мне памятна, сквозь долгие года,
Дубов морёных чёрною корягой
Настоянная накрепко вода.

И памятен целебно-жгучий холод
Недвижных тёмно-синих омутов…
Всё кажется: нырну – и буду молод,
Глотну воду Дубны – и муть годов
Из гнили жизни выплесну, как солод…

Как бы подводя некий итог в стихотворении, посвящённом матери, Лев Николаевич писал:

Благодарю тебя за то,
Что ты дала мне счастье жизни.
За всё, что мною прожито
В тобою выбранной Отчизне.

За то, что выбрала отцом
Мне Кушецкого Дон-Кихота
И в жизнь послала со стихом
Ты вместо Белого болота.

За то, что на реке Дубне,
Воспетой Пришвины с Клычковым,
Досталось радоваться мне
Земле, и солнцу, и дубравам…

Лев Николаевич Зилов

Лев Николаевич Зилов (1883 — 1937)

Умение тонко чувствовать природу, радоваться ей, «чуять вечности глубокий аромат» свойственно многим поэтическим строкам и стихам Л. Н. Зилова. На закате жизни в стихотворении «Человек обязан быть счастливым» (1936 год), поэт выразил своё кредо:

… Счастье – это воздух, свет, вода!
Их насильно рознял ты на части,
Но они едины навсегда.
Счастье – это люди, звери, птицы,
Каждый миг, отпущенный судьбой!
Только бы успеть вглядеться в лица,
Проходящие перед тобой…


Пожалуй под этими строками мог бы подписаться и младший современник Л. Н. Зилова, его земляк Сергей Антонович Клычков.
При необычный обстоятельствах произошло рождение поэта:

Была над рекою долина,
В дремучем лесу у села,
Под вечер, сбирая малину,
На ней меня мать родила…

В лесной тишине и величье
Меня пеленал полумрак,
Баюкало пение птичье,
Бегущий ручей под овраг…

На ягодах спелых и хмеле,
Широко раскравши глаза,
Я слушал, как ели шумели,
Как тучи смыкала гроза…

… Ах, верно с того я и дикий,
С того-то и песни мои –
Как кузов лесной земляники
Меж ягод с игольем хвои.
<1912,1918>

Сергей Антонович Клычков

Сергей Антонович Клычков (1889 – 1937)

Символично и промыслительно и то, что родился С. А. Клычков в год 1889-й, в год 90-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и в год смерти нашего земляка, писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-щедрина, через 70 дней после его кончины Тверская и Талдомская земля, как бы не потерпев такой пустоты, подарила нам ещё одного гения защитника-мужика российского крестьянства. А на родине М. Е. Салтыкова-Щедрина в д. Спас-Угол в храме Спаса-преображения, где был крещён писатель, в этом же году делается роспись храма и остаётся «автограф» живописца: «Писал А. М. Стрельников, 1889 год». Среди прочих фресок изображены почти в рост святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя Словенские, почитаемые за подвиг христианского просвещения среди славянских народов. В юбилейный Щедринский год – 175-летия со дня рождения 16 сентября 2001 года прошло чудо обновления почти всех сохранившихся фресок и икон, начиная от рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы…

Однако вернёмся в прошлое. Промыслительно и то, что родился Клычков ровно через 9 месяцев после крушения Царского поезда, когда чудом уцелели император Александр и его семейство, в том числе и будущий император Николай II, которого всё-таки настигнет злой рок в 1918-м году… Большевики расстреляют его со всей семьёй именно 17 июля – в день рождения С. А. Клычкова, накануне дня обретения святых мощей преподобного Сергия Радонежского. Самого же поэта они репрессируют и «выведут» в расход через 19 лет – в год 100-летия гибели Пушкина в кошмарном 1937 году 8 октября, в день памяти духовного покровителя поэта – преподобного Сергия Радонежского. А так как родился поэт накануне летнего Сергиева дня, потом и назван был Сергием, что в переводе с латинского означает «высокочтимый». Только в 2000 году стало известно, что прах поэта упокоился на кладбище при Донском монастыре г. Москвы в общей могиле №1, где захоронены невостребованные прахи. Теперь там стоит памятник с надписью: «Здесь захоронены останки невинно замученных и расстрелянных жертв политических репрессий 1930 – 1942 года. Вечная им память!» Рядом их родственники установили таблички с данными погибших, среди которых на золотом фоне значится и имя Сергея Антоновича Клычкова. «О птица золотая – песнь!»  — пророчески сказал поэт…

Отпущены было С. Клычкову всего 48 лет земного срока жизни… Успел Сергей Антонович за это время родить «от звезды» такие чудесные образы и сложить такие «хрустальные» песни и чарующую прозу, что прославилась на века его родная деревенька Дубровки, воспетая им в прозе и стихах:

«В багровом полыме осины
Берёзы в золотом зною…
Но стороны своей лосиной
Я в первый раз не узнаю…
Деревня прежняя Дубровки,
Отцовский хутор, палисад,
За палисадом как в обновки,
Под осень вырядился сад…»

Сохранившаяся обстановка дома Клычкова

Сохранившаяся обстановка дома Клычкова

Деревне Дубровки уже 332 года. Впервые она упоминается (вместе с Талдомом, Высочками, Гришково и др.) в Кашинской переписной книге в 1677 году, как принадлежавшая архиепископу Симеону.
По преданию деревня Дубровки была основана старообрядцами – выходцами из Сибири, которые решили среди местных болот спрятаться от преследований властей. К началу XX века в Деревне насчитывалось пять старообрядческих семей «австрийского толка» или белокриницкого согласия, носящих фамилии Клычковых, Каблуковых, Голубковых – их потомки живут в наших краях и поныне и вместе с Морковкинами, упоминаются в романе С. Клычкова «Сахарный немец».
В Дубровках Клычков жил постоянно с рождения до 1900 года и перед первой мировой войной, а затем чаще бывал наездами (до 1929 года). Тут, в светёлке, любовно называемой им «голубятней» (ранее там могла быть старообрядческая молельня, о чём говорит её архитектура), Сергей Антонович создал большинство своих произведений.
В своей автобиографии 1926 г. Поэт отмечал: «Языком обязан лесной бабке Авдотье (известной песеннице, без которой ни одна свадьба не обходилась), речистой матке Фёкле Алексеевне и отцу Антону Никитичу, нередко мудрому в своих косноязычных построениях, а больше всего нашему полю за околицей и Чертухинскому лесу…» Об этом стихотворение «детство»:

«Помню, помню лес дремучий,
Под босой ногою мхи,
У крыльца ручей гремучий
В ветках дремлющей ольхи…

Помню: филины кричали,
В тёмный лес я выходил,
Бога строгого в печали
О несбыточном молил.

Дикий, хмурый, в дымной хате,
Я один, как в сказке,рос,
За окном стояли рати
Старых сосен и берёз…»

Вскоре, «ещё учась в сельской школе (с. Талдома), начал пописывать стишки…». Потом, с 1900 года, в биографию поэта вошла Москва, учёба в училище Фидлера, революционные события 1905 года, участие в вооружённом восстании вместе с известным скульптором С. Т. Конёнковым, общение с талдомскими революционерами.
Это, по-видимому, дало толчок к попытке осмыслить происходящее, вылившийся в стихи, впервые опубликованные в 1906 году в журналу Московского университета «На распутьи» (№4, стихотворение «Мужик поднялся», №5 стихотворение «Вихрь», «гимн свободе2 и другие публикации). Стихотворение «Мужик поднялся» было опубликовано на одной странице вместе со стихами известного Талдомского поэта-самородка, члена Талдомской ячейки РСДРП (б) Ивана Ивановича Орлова-Мытаря (1880 – 1916) — ныне одна из улиц города носит его имя.
Первые шаги в литературу Клычкову помогли сделать известные писатели И. Бунин, В. Вересаев, меценат и либреттист М. И. Чайковский. В 1908 году С. Клычков поступаем в Императорский Московский Университет, где учится на одном курсе с Б. Пастернаком, дружит с С. Соловьевым, П. Журовым (1885-1987) (впоследствии известным литературоведом, занимавшимся творчеством А. Блока, С. Клычкова и др.) посещает мастерскую К. Крахта, знакомится с Элиссом, Н. Клюевым, С. Городецким, М. Горьким, А. Луначарским, М. Цветаевой, С. Есениным, Д. Семеновским, Б. Садовским и др., путешествует по Италии.

В конце 1910 года выходит первая книга С. Клычкова «Песни» (издательство «Альциона», Москва), вскоре там же вторая – «потаённый сад» (1913 год). Всего автором было выпущено восемь поэтических сборников («Бова», «Дубравна» — 1918 год, «Кольцо Лады» — 1919 год, «Гость чудесный», «Домашние песни» — 1923 год, «Талисман» — 1927 год, «В гостях у журавлей» — 1930 год).

В 20-е годы появилось три романа из жизни российского крестьянства (из задуманного девятикнижия под общим названием «Живот и смерть»:  «Сахарный немец» (1925 г.), вариант – «Последний Лель» (1927г.), «Чертухинский балакирь» (1926 года), «Князь мира» («Тёмный корень») – 1927, а также главы из романа «Серый барин» («Проданный грех» или «Лось с золотыми рогами»). Выходит ряд полемических статей.

С начала 1930-х печатаются переводы и вольные обработки с вогульского «Мадур-Ваза – победитель», киргизского (эпос «Манас»), грузинских и башкирских поэтов, частично вошедшие в книгу переводов «Сараспан» (1935 г.), ряд полемических статей. Готовилась к печати пьеса «доброе царство», роман и поэма «Китежский павлин», сборник стихов «Нищий стол», перевод «Протопопа Аввакума», собрание сочинений в пяти томах.

Свои отзывы о Клычкове и его неординарной личности оставили В. Брюсов, С. Городецкий, М. Волошин, Г. Иванов, Л. Столица и Вяч. Полонский, который писал: «Прелестный и нежный поэт. У него безукоризненная рифма, певучая лёгкость стиха, непринуждённая песенность размеров».
Позже к ним присоединился А. Блок («Поётся Вам легко…»), Н. Гумилёв, С. Есенин, Н. Павлович, А. Ахматова, В. Воронский, М. Пришвин, М. Горький и др. Многие поэты посвящали С. Клычкову свои стихи: С. Городецкий, Н. Клюев, О. Мандельштам, П. Васильев и наши современники А. Ионкин, Н. Сидорина, И. Алексеева, Е. Евтушенко.
С. А. Клычкова называли новокрестьянским, новохристианским поэтом, продолжателем пушкинских традиций в русской литературе. Его поэзию сравнивали с поэзией Тютчева и Фета, прозу – с Мельниковым-Печерским, Златовратским (маленьким Щедриным), Лесковым.
Его трепетное отношение к природе, её одухотворение нашло отражение в пронзительных «до боли сердечной» строках:

Не спится мне пред отъездом,
Не спит и тополь у окон:
Давно он всё прочёл по звездам,
Чего не знает он?

По саду бегает русалка,
И листья падают с осин,
И облака бегут вразвалку

С поминок на помин.

… я жив не о едином хлебе
И с лёгким сердцем бы прилёг
Под куст, когда б пошёл мой жребий,
Мой мирный жребий впрок!

Но знаю я: с такой любовью
…..??? к околице припав,
Не соберёт к себе в кошёвье
Следов русалки с трав!

*     *     *

О если бы вы знали слово,
Что под луной хранят в ночи
От древности седые совы,
От века мудрые сычи…

*    *     *

В очах – далёкие края,
В руках моих берёзка.
Садятся птицы на меня,
И зверь мне брат и тёзка…

«Самым торжественным, самым прекрасным праздником при социализме будет праздник… древонасаждения! Праздник Любви и труда! Любовь к зверю, птице и … человеку!
Если мы разучились, так природа сама научит нас и беречь её, и любить, ибо лгать ей трудно, а разбойничать преступно, так же как и в искусстве!» (из статьи С. Клычкова «Северный недуг», опубликованной в «Литературной газете» 21 апреля 1930 года).
В творчестве С. Клычкова оживают не только картины родной природы, но и сказочные народные образы: русалок, лешего Антютика:

«Встал в овраге леший старый,
Оживают кочки, пни…
Вон с очей его огни
Сыпятся по яру…»
<1912 – 1913 гг.>

Жар-птицы, которая живёт в саду и «Золотые гнёзда вьёт», лесной и водяной царевны Дубравны:

«Дубравна идёт, а за нею,
Венцами летят журавли,
Под ноги её зеленея,
Поляны, долины легли…»

*     *     *

«Скучно ль, весело ль Дубравне
Жить в светлице над рекой –
К ней никто в резные ставни
В ночь не стукнется клюкой»;

А также земной красавицы Лады, которой посвящён целый цикл «кольцо Лады»:

«Любо Ладе белолицей:
Утки шумною станицей
И венцами журавли
Над рассыпанной пшеницей
Проносились у Земли!
Пролетели с криком за лес,
Словно с Ладою прощались…»

Полвека не издавались книги Клычкова. Но благодаря подвижничеству его земляков, помощи местной и областной администрации, общества книголюбов, РХТУ им. Д, И. Менделеева, ряда  издательств, родственников писателя, всех наших добровольных помощников и дарителей 19 июля 1992 года, в день празднования Собора Радонежских и Тверских святых, в год 600-летия преподобного Сергия Радонежского, снова распахнул свои двери Дом поэта, Дом-музей С. А. Клычкова.
В его экспозиции – автографы и книги поэта – «китежского павлина», работы известных скульпторов С. Вечер, Н. Вышеславцева, В. Евдокимова, Н. И. Калиты, Б. Крылова, Г. Левицкой, И. Маркеловой, И. Радимова, Г. Сорокина, С. Харламова, И. Шавензова, копия работы скульптора Абалакова, выполненная М. Деловым, работы местных авторов А. Симонова, Н. Герасимова и др.
Много трудов предстоит по возрождению ремесленническо-крестьянской усадьбы Клычковых – любимого поэтом хутора «Дубравна» (или «Солдатова сила» ??) с пасекой и яблоневым садом, утопающий в кустах сирени.

Согласно рекомендациям РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева необходимо создать музей-заповедник или заказник. Энтузиасты мечтают построить часовню во имя преподобного Сергия Радонежского в память погибших в годы репрессий, а рядом, в рощице – поляну Сказок.

В 2019 г. Чертухинский лес стал государственным природным заказником «Дубравна». Заказник был спроектирован Сообществом учёных, работающих в «Журавлиной родине». Прочитать про него можно здесь: http://ecosystemsdynamic.ru/3825-2/

«Вселенная Сергея Есенина и Сергея Клычкова»  https://esenin-museum.ru/klychkov/