Закрылась весенняя охота, и у водоплавающих птиц наступил праздник. Гуси сидят, где хотят, а не только в заказнике, сбившись в плотную стаю. Летают тоже, где хотят — легко пролетают над фотографом, толкутся в лужах у брошенных охотничьих скрадков. С ними кулики разных видов. Гусей немало, в заказнике и рядом — не менее 2000. В основном это белолобые, но есть и гуменники. На разливах отмечены лебеди-кликуны. Уток на разливах стало меньше — местные загнездились, пролётные — двинулись дальше. Как и всегда к маю — появилось больше широконоски. Удивительное произошло и с разливами — они уже спадали и вдруг опять всё залило. В целом, для небольших и малых рек несколько пиков разливов характерно, но на Дубне мы такого раньше вроде не наблюдали.
Но печалят нас турухтаны — что-то нет больших стай, как в прошлые годы. Хищных птиц тоже как-то не много, найдено всего 1 гнездо ушастой совы — не исключено, что это связано с начавшимся падением численности мышевидных грызунов.
Зато рано прилетели кукушки и соловьи. Кукушки были вовсю слышны 30 апреля, скорее всего они прилетели раньше. А вот соловей, первые два, нами зафиксированы точно: 1 мая — вечером в Костенево, 2 мая — утром в Бублике на обводнении.
29 апреля браконьеры устроили в заказнике стрельбы на гусей. Поэтому 30 апреля — 3 мая мы выезжали на патрулирование угодий и заказника в частности. Для того, чтобы выехать к рассвету, надо встать в 3 ч. ночи. Для этого надо лечь в 8-9 вечера. И далее весь день получается работать и спать урывками. Это не очень простая работа. Например, вести экскурсии для детей в такие дни — невозможно — а очень многие хотели бы приехать посмотреть гусей и разливы. Неплохо бы также видеть задействованными в патрулировании госинспекторов минэкологии Московской области. Ведь только они имеют право контроля. Так и давайте контролировать. А если это невозможно, то давайте менять законодательство. И почему бы наконец Правительству Московской области не сделать местную Дирекцию ООПТ со штатом охраны на ставке?
Все весенние проблемы у нас, как и в прошлом году, а также во все прошлые годы во глубину времён, решаются силами научной общественности, энтузиастов—любителей природы и волонтёров. Это: браконьерство, пожары на природных территориях, свалки. Я уже не говорю о незаконной добыче торфа, который вывозят легко и открыто огромными фурами.
Фото разливов: Гринченко О., фото птиц: Рубин С.