ЗАКАЗНИКИ И ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ПОДМОСКОВЬЯ
Согласно Российскому законодательству (Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях, принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года. В ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 23.03.2007 N 37-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ), к особо охраняемым природным территориям (ООПТ) относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Для таких территорий установлен режим особой охраны, и они полностью или частично изъяты из хозяйственного использования.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
С учётом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории:
- Государственные природные заповедники.
- Биосферные заповедники.
- Национальные парки.
- Природные парки.
- Государственные природные заказники.
- Памятники природы.
- Дендрологические парки и ботанические сады.
- Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ: памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие.
Для защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Все ООПТ учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
На основании принятых схем развития и размещения ООПТ или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.