11 февраля было не очень холодно. Утром 25 мороза, днём потеплело до 17. Если бы в избе к моменту нашего приезда было бы не столько же, сколько на улице, то вообще было бы всё отлично.
Леса Журавлиной родины наполнены жизнью. Причём самой разнообразной. Сделали два маршрута в бублик – пойму Дубны и в пойму Сулати. В бублике бродят лоси, кабаны, енотовидная собака, лисы и даже зайцы, которых скоро будем заносить в Красную книгу – стали редкими. По Сулати прогуливается рысь и, вроде бы, выдра – виды, уже занесённые в Красную книгу Московской области. Там же огромное количество бобров, а в тростниках поют белые лазоревки, опять таки занесённые. Кроме того, везде много чечёток, которые кормятся семенами чёрной ольхи, как на деревьях, так и на снегу. Поют большие синицы и обыкновенные лазоревки. Много белоспинных дятлов.
В следах выдры мы уверены не до конца. Но на выдру очень похоже: 1) следы крупные, размером с куницу или больше (но не куница – т.к. ныряет под воду); 2) часто отпечатывается хвост при прыжках, что, например, у норки, с которой тоже можно теоретически спутать, бывает очень редко; 3) иногда видны борозды от тела – траншеи. Если кто может точно определить – пусть нам напишет.
В пойме Дубны проверили 3 гнезда: большого подорлика, ворона (бывшее раньше подорликово) и коршуна, а также одну искусственную платформу. Платформу подорлик продолжает игнорировать, однако ветки с неё унесены. Естественное гнездо саморазрушилось. Теперь мы опять не знаем, где жилое гнездо этой пары! Остальные гнёзда вроде ничего.
Посетили также обводнение. Обнаружили переливные плотины, сложенные из мешков торфа. Дело хорошее, но ненадёжное. Думаем укрепить их сверху мешками с песком-цементом. По белорусской методике. К тому же плотины вроде низковаты. Плохо, что несмотря на их наличие, вода в верхней канаве, идущей вдоль Костолыгинского болота, не держится. Это брачок нивелировки. (А кто у нас делал нивелировку? Или НЕ делал её?) Двумя плотинами, как мы надеялись раньше, тут не обойтись. Лихорадочно считаем деньги. Тут есть ещё нюанс – пластиковые мешки разрушаются под воздействием света. В прах. Что верхним частям плотин весной и грозит. То есть, всё надо будет внимательнейшим образом отслеживать.
Фото В.В.Конторщикова и А.В.Макарова.