Сельскохозяйственные земли Журавлиной родины — полигон для дачного строительства или для сохранения сельского хозяйства и биоразнообразия Московской области?

Наконец по-настоящему наступила весна – запоздалая и очень сырая в этом году. Задержавшиеся на юге гуси и утки в заметном числе собрались на разливах и полях Журавлиной Родины только к 2–3 мая, в эти же сроки первые кулики и утки приступили к насиживанию кладок. Сейчас на полях и лугах Журавлиной родины держатся не менее 2000 гусей, а может и больше. Всех птиц учесть мы, к сожалению, просто не успеваем в этом году. Встречен среди них и белолобый гусь с ошейником – птица, окольцованная на местах зимовок или пролёта и теперь следующая к местам гнездования через Журавлиную родину. Надеемся, что скоро нам удастся узнать откуда «наш» гусь прилетел: данные о нём уже переданы учёным, занимающимся кольцеванием и изучением миграционных путей птиц. На разливах Дубны 3 мая держались половина всех гусей, около 320 свиязей, ста чирков-трескунков, 80 хохлатых чернетей, 70–90 широконосок, 60 крякв, 40 красноголовых нырков, полусотни чирков-свистунков, 30 шилохвостей, 150 турухтанов, 120–130 больших улитов, сотни фифи, полусотни поручейников, десятка щеголей, чибисы, единичные большие веретенники и травники.

Как известно, многие птицы обитают в Журавлиной родине на полях и лугах. И это вносит много проблем в их существование. Для кормёжки пролётных гусей и журавлей необходимы не только луга, но и зерновые поля, которых очень мало осталось в последние годы в Талдомском районе близ заказника. Кладки редких куликов, загнездившихся на полях, попадают под трактора при севе. Поселившимся на лугах куликам, тетеревам, луням, болотным совам и другим птицам угрожает либо раннее сенокошение, либо перевод луговых угодий в постоянную пашню. Хотя очень многие заброшенные сельхозземли продолжают зарастать кустарником и лесом, что неблагоприятно для луговых птиц, снова появилась проблема интенсификации сельскохозяйственных работ на тех полях, которые обрабатывают. Практически ВСЕ интенсивные технологии в сельском хозяйстве ведут к катастрофическому сокращению численности луго-полевых птиц – и редких, и обычных. Однако, программа ведения сельского хозяйства по интенсивным технологиям – официально заявленная государственная программа на ближайшие годы. Это вносит коррективы в нашу текущую работу по охране редких видов в «Апсарёвском урочище» заказника «Журавлиная родина», 85–90% которого занимают именно сельхозугодья. Но всё это – решаемые, хотя и не всегда просто, проблемы.

Главная опасность для Журавлиной родины и планируемого здесь природного парка «Журавлиный край» – застройка сельскохозяйственных земель. Об этом мы уже упоминали на сайте (http://www.craneland.ru/?p=4127, http://www.craneland.ru/?p=4509, http://www.craneland.ru/?p=5231). В прошлом году проблема грянула в Сергиев-Посадском районе и остаётся пока неразрешенной по многим пунктам. Аналогичная угроза возникла сейчас и в Талдомском районе. К счастью, в Талдомском районе работы по территориальному планированию на ближайшие 20 лет находятся сейчас на уровне согласований, а не в виде уже утверждённых схем развития территорий. Мы надеемся, что часть потенциальной дачной угрозы вовремя будет снята. В том, что дачная и коттеджная застройка сельскохозяйственных земель Журавлиной родины не является приоритетом развития для района с нами согласны и местные жители, и сельскохозяйственные производители, и охотхозяйство. Такая единая позиция радует. Будем надеяться на то, что мы отстоим сельскохозяйственные земли Журавлиной родины от застройки. А вот можно ли на них вести благоприятное для редких, да и обычных, видов птиц сельское хозяйство? Оказывается – вполне можно.

Существует такое хозяйство в Талдомском районе – «Доброволец». Символичное название, да и просто хорошее слово. И люди в этом хозяйстве работают неравнодушные – ценящие не только прибыль, которую может дать земля, но и красоту этой земли и её обитателей. Занимаясь решением своих чисто производственных проблем, уже более 10 лет руководство хозяйства во главе с Н.П. Тукачёвым работает в тесном контакте со специалистами Талдомской Администрации ООПТ. Основная задача сотрудничества –ведение сельского хозяйства в «Апсарёвском урочище» природосберегающими методами. Чтобы и хозяйство выполнило свои задачи, и птицам, особенно редким, не навредить. Главное – не распахивать большие площади лугов единовременно; начинать покос на наиболее ценных для редких видов участках после того, как птицы завершат гнездование; максимально сокращать или даже не производить обработку лугов в период гнездования птиц; скашивать травы с такой регулярностью, которая позволяет землям не зарастать полностью лесом.

И каковы же результаты? Просто потрясающие. Именно на лугах, которые обрабатывает это хозяйство, в последние годы удаётся поддерживать ядро гнездовой популяции большого кроншнепа – единственной крупной жизнеспособной группировки этого вида, сохранившейся в Московской области. Людям, работающим в хозяйстве, не жалко оставить незапаханным кусок луга, потому что там устроил гнездо редкий кулик – большой кроншнеп. Именно на лугах «Добровольца» стремятся сформировать свои токовища загадочные кулики дупели и загнездиться в немалом числе болотные совы. Только на одном не таком уж и большом (ок. 100 га) молодом сенокосе, засеянном в прошлом году хозяйством, 4-го мая этого года кормились и отдыхали около 400 белолобых гусей, пара серых журавлей, встречены несколько дупелей, найдены гнёзда чирка-трескунка и редчайшей в последние полтора десятилетия в Московской области шилохвости. Здесь же гнездятся большие веретенники и чибисы, по небольшим лесным колкам и перелескам селятся обыкновенные пустельги и ушастые совы – естественные враги мышевидных грызунов, расплодившихся в этом году во множестве. Охотятся за грызунами полевые, луговые и болотные луни. Даже первый в этом году перепел – и тот встретился нам на этом роскошном лугу. А ещё в этом году на молодом сенокосе загнездились, как обычно, 4 пары больших кроншнепов. А ведь известно, что многие редкие птицы предпочитают селиться не на молодых, а на многолетних лугах. Видимо птицы чувствуют – на лугах этого хозяина они защищены, их оберегают, им дадут благополучно вывести потомство. А ещё их не будут гонять с мест кормёжки, как это, к сожалению, ещё делают работники некоторых хозяйств, распугивая стаи пролётных гусей на своих полях и приводя птиц в недоумение.

Так что, сохранение биоразнообразия на сельскохозяйственных землях – реальная задача, главное – желание искать компромиссы и решения совместно. Вот только самим сельхозземлям Московской области, и Журавлиной родины в частности, теперь грозит уничтожение – чрезмерная и непродуманная застройка. Что увидит следующее поколение на лугах и полях Журавлиной родины, окружающих сохранившиеся здесь почти девственные болота? Дачи и жилую застройку с сопровождающими их свалками мусора и пожарами, которые уничтожат прилегающие леса и болота? Последнее, к сожалению, весьма вероятно, учитывая уровень воспитанности и культуры изрядного числа дачников (а ведь для пожара достаточно всего одной незатушенной спички или костра). Или все-таки луга и поля, наполненные живой силой трав, голосами редких и обычнейших птиц, пронизанные тропами всевозможных зверей?

Задача сообщества Журавлиной родины – получить положительный ответ на последний вопрос, этим мы сейчас и занимаемся день ото дня. Если вместо дач на сохранившихся природных территориях северного Подмосковья всё же создать природный парк, то появляется возможность развития экологического, краеведческого и другого познавательного туризма. Тогда землевладельцам станет выгодно не продавать свои земли под огромные дачные конгломераты, а самим строить небольшие кемпинги и малые гостиница вблизи от уже существующих деревень. В такие кемпинги приезжали бы туристы и отдыхающие – любители нетронутой природы, фотографы, писатели, философы, поэты, семейные пары с детьми, любители конных прогулок и даже те, кто просто хочет научиться доить коз и коров (существует и такой тип экологического туризма)… Это приносило бы постоянные дивиденды району и рабочие места местным жителям, чего не могут обеспечить массивы из дачных участков. После того, как люди построят дачи, эта земля уже никому из местных жителей никогда не принесет реальной пользы.

Что мешает? Во-первых, непродуманный в принципе подход к начавшемуся сейчас по всей стране процессу создания генеральных планов развития административных территорий всех уровней – от отдельного сельского или городского поселения до области в целом. Во-вторых, и в главных!, существование в Земельном кодексе РФ с 2001 статей 27 и 81, которые допускают предоставление земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства и дачного строительства. Раньше этой нормы не было и земли сельскохозяйственного назначения просто нельзя было застроить нецелевыми постройками любого типа. Сочетание же современных Земельного и Градостроительного кодексов, последний из которых упростил процедуру изменения разрешённого вида пользования земельными участками, позволяют это делать с легкостью и по закону.

Садово-дачные участки по сути приравнены … к землям, где ведётся сельское хозяйство! А потому дачи оказалось возможным возводить на сельскохозяйственных угодьях. Хотя любому понятно, что в большинстве своём дачные дома обустраивают в виде больших комплексов. Это не только портит вид ландшафта и привносит горы мусора (отчего-то организация его сбора и вывоза почти всегда оказывается невозможной…) и беспокойство животному миру. Главное – на таких землях уже никогда не будет возможным и развитие настоящего сельского хозяйства.

Существование упомянутых статьей и особенностей Земельного и Градостроительного кодексов автоматически подняло цены на земли сельскохозяйственного назначения, что не позволяет хозяйствам покупать их в собственность. Многие хозяйства после грянувшего в начале 1990-х гг. кризиса всё же смогли постепенно подняться, но… многие же из них выращивают сельскохозяйственную продукцию не на собственных землях. В лучшем случае хозяйства могут её арендовать, выкупить же способны – лишь немногие. Хотя последнее – надёжнее и важно для хозяйств. Зачастую и арендная плата завышается собственниками земли, которые сами не ведут сельхозпроизводство и, очень часто, вообще ничего не понимают в сельском хозяйстве. Вот и получается, чтобы помочь сельхозпредприятиям сохранить за собой, а не за перспективными дачными постройками земли, надо, помимо прочего, бороться за редакцию статей Земельного кодекса. А сохранение сельскохозяйственных земель для Журавлиной родины – это и сохранение её природных комплексов. К слову сказать, ещё осенью все эти проблемы Журавлиной родины были представлены в виде писем губернатору области от нескольких природоохранных организаций. Однако ответ ни одна из них до сих пор не получила… А дачи и коттеджи на Генеральных планах развития так и норовят появляться на природных территориях и по их непосредственным границам.

Фото б.веретенника, б.кроншнепа, журавлей – И.Барташов, остальные фото – Т.Свиридова.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.